Для того, чтобы клиентскую базу можно было расценивать как корпоративную собственность нужно облечь ее в юридическую форму.
— Во-первых, определить и закрепить во внутренних документах фирмы, что это такое клиентская база, какие сведения ее составляют: ФИО, название, адреса, телефоны, имэйлы, объемы закупок, история отношений и др.
— Во-вторых, установить режим использования клиентской базы: как она оформлена (стоит гриф «Коммерческая тайна» или «для служебного пользования»), кто имеет к ней доступ, как она хранится, а также запрет на распространение и иное использование во вред фирмы, ответственность за незаконное использование.
— В-третьих, письменно ознакомить работников с такими документами, положениями, обязанностями.
Если такой порядок будет реализован, то работник за кражу клиентской базы ответит своим рублем, а с другой стороны такой работник может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 183 УК РФ, наказание за которое — лишение свободы до 7 лет.